Публикации в СМИ

Облегчить страдания

«Московский Комсомолец в Волгограде», Ирина Маркарян

Волгоградский хоспис стал единственным вошедшим в сотню лучших медучреждений России

Когда несколько лет назад двое волгоградских медиков — Шамиль Гумерович Салимов и Евгений Николаевич Захаров — начали «пробивать» идею создания в нашем городе хосписа, мало кто из окружающих верил в то, что она осуществима. Однако энергия сподвижников, их энтузиазм и решительная поддержка вице-губернатора, председателя комитета по здравоохранению администрации Волгоградской области Евгения Анищенко принесли свои плоды: в 2004 году было принято решение о создании нового учреждения, и работа началась.

Вводили «в строй» отделения по мере получения средств на строительство и оснащение. Уже в мае 2005 года Волгоградский клинический хоспис принял первых пациентов. Главным врачом был назначен Шамиль Салимов, его «правой рукой» — замом по лечебной работе — Евгений Захаров. Сегодня эти врачи остались едва не единственными, кто работает здесь со дня основания. Наверное, именно их настойчивость в достижении цели, а также энергия, с которой они буквально с головой окунулись в свою работу, сыграли огромную роль в том, что созданное учреждение стало единственным хосписом в стране, занесенным сегодня во Всероссийский национальный регистр «Сто лучших учреждений системы здравоохранения России». Шамилю Салимову недавно было присвоено звание действительного академика, члена-корреспондента Международной Академии развития здравоохранения и медицинских наук и вручен Орден имени Гиппократа. Евгения Захарова удостоили медали Гиппократа «За верность профессиональному долгу».

Слава о Волгоградском хосписе вышла за пределы региона. И это при том, что ему всего 4 года, тогда как в России есть хосписы, открытые 15—20 лет назад.

Прародителями этих медицинских учреждений были странноприимные дома —  их создавали на средства церкви и феодалов для заболевших или ставших немощными паломников. В них нуждающиеся получали кров, скромную пищу и посильную помощь. В своем теперешнем виде хосписы существуют чуть более полувека. Роль специализированных медико-социальных учреждений — оказание паллиативной помощи, медико-социальная реабилитация, квалифицированный уход и психологическая поддержка инкурабельных больных и их родственников в стационаре и на дому в период ухода и после утраты.

— О необходимости создания подобного учреждения в Волгограде говорили давно. Сегодня мы гордимся результатами своего труда, — рассказывает главный врач ГУЗ «Волгоградский областной клинический хоспис», заслуженный врач России Шамиль Салимов.

Расположенное в Кировском районе на бывшей территории санатория-профилактория ОАО «Химпром» учреждение рассчитано на сто пациентов. Здесь четыре отделения: онкологическое, терапевтическое, неврологическое и детское. Уход за безнадежными больными лежит на плечах почти трехсот сотрудников, лишь 20 из которых — врачи. Здесь трудятся почти сто нянечек и санитарок, 75 медицинских сестер, соцработники, повара, уборщицы... Когда учреждение только готовилось к открытию, оказалось, что многие специалисты, пожелавшие здесь работать, сами сталкивались с проблемой ухода за безнадежно больными родными и близкими. Только пропустив через себя страдания неизлечимо больного человека, можно понять важность и высокую миссию, если хотите, подобного учреждения, — так считает заместитель главного врача по лечебной работе, заслуженный врач России Евгений Захаров.

— Работа очень тяжелая, не только и не столько физически, сколько морально, — признается Евгений Николаевич. — Бывает, люди «сгорают» — не выдерживая, уходят. Но те, что остаются — настоящие сподвижники своего дела.

Помимо штатных работников, сюда приходят и волонтеры. Оксану Иноземцеву и Юлию Полтавченко знают и сотрудники, и пациенты. Эти девушки часто приносят сюда не только средства гигиены и дет-ское питание, но и книги, диски с фильмами. А недавно с помощью Интернета они сумели собрать средства на покупку оборудования по уходу за больными малышами!

Кто прикладывает наибольшие усилия для того, чтобы пациенты ощущали внимание и заботу, а их родные получили моральную поддержку, в которой они нуждаются не меньше, чем больные — в достойном уходе? Врачи и медсестры, санитарки и нянечки, психологи и социальные работники.

Их работа очень непростая. Что движет этими людьми? Почему они пришли сюда? И какими ключевыми словами, по их мнению, можно обозначить роль учреждения? Об этом нам рассказывают некоторые из сотрудников хосписа, благодаря которым учреждение получило столь высокую оценку работы.

Галина Сиротина, специалист по социальной работе:

— Я училась в ВолГУ, темой дипломной работы выбрала именно хоспис. Пришла на практику сюда и осталась. Моя работа мне очень нравится. Когда выходишь из палаты от больного, ощущаешь, что делаешь действительно очень нужную работу. А когда наши пациенты проявляют интерес к тебе самой, замечая, например, перемены в настроении, они тем самым отвлекаются от плохих мыслей и забот. Существует десять заповедей хосписа, и одну из них я считаю самой важной: паллиативная помощь должна быть бесплатной. Главное для нас — помочь человеку, облегчить существование и самому больному человеку, и его родственникам.

Елена Кожич, медсестра приемного покоя:

— В приемный покой большинство пациентов попадает, находясь в сложном психологическом состоянии. Некоторые из них считают себя обузой для своих близких... Бывает, плачут и пациенты, и те, кто их сопровождает. Поэтому в мою задачу входит не только осмотр больного, его санобработка и оформление медицинской карты. Порой необходимо разрядить атмосферу — чтобы человек расслабился, улыбнулся. Главное для нас — сделать все возможное для того, чтобы успокоить пациента и дать ему понять, что здесь ему обеспечен хороший уход. Кстати, порой после пребывания у нас состояние больного улучшается настолько, что родные вновь забирают его домой. Думаю, что главные качества для работников хосписа — доброта и отзывчивость.

Елена Синякова, главная медицинская сестра:

— Задача медиков — облегчать страдания и сострадать. Я начала работать здесь палатной сестрой, затем стала сестрой процедурного кабинета, старшей и, наконец, — главной медсестрой. Повидала немало. Здесь другой уровень ответственности, особый контингент больных. Выдерживает такой труд не каждый. Но тот, кто выдерживает, думаю, работает по призванию. Главное для сотрудников хосписа помочь пациентам, создав условия, приближенные к домашним.

Марина Ивина, психолог:

— Когда я иду на работу, уверена: здесь меня ждут. Многие больные обездвижены, и без посторонней помощи им не обойтись. К тому же моя главная задача — психологическая поддержка и пациентов, и их родственников. Порой приходится подготавливать родных к самому худшему. Но бывает и такое: пациенту становится лучше, его выписывают домой. Такие случаи приносят нам огромную радость, словно крылья за спиной вырастают! Самое важное для нас — сделать хоспис для пациентов вторым домом, где можно найти и приют, и лечение, и общение. Пристанищем для всех, кто в нем нуждается.

Людмила Салимова, заведующая детским отделением:

— В наше отделение поступают «тяжелые» дети, от которых отказываются больницы. У нас работают только те, кто любят детей. Когда задумываешься о том, скольким семьям мы помогли, понимаешь: мы делаем нужную, правильную, хорошую работу. Бывает и такое, что горе людей сплачивает. Например, у нас находились мужчина, в одиночку воспитывающий двоих детей (один из них — инвалид) и женщина, тоже с больным малышом. Познакомившись, они создали семью, у них появился здоровенький ребенок, и теперь четверо детишек воспитываются в полноценной семье.

Оксана Иноземцева, волонтер:

— Впервые я попала сюда, когда помогала ухаживать за тяжело больным мальчиком. У меня трое своих детей, и я считаю, что помощь нуждающимся — не героизм, а норма. К сожалению, желающие помогать детям здесь в очередь не выстраиваются. Почему, например, маленькая Настя должна быть некрещеной? Мы обратились к батюшке, и он окрестил малышку. Почему я прихожу сюда? Просто не могу иначе.